История Геленджика | Отдых на Черном море |
История ХIХ век
Горцы, без участия которых подписывался Адрианопольский мир, вооружаемые и подстрекаемые Англией и Францией и поддерживаемые Турцией, отказались признать право России на Кавказ, а себя — российскими подданными. Началась затяжная Кавказская война, стоившая больших потерь воюющим сторонам. Основной фронт боевых операций проходил в горах Дагестана, Чечни, Ингушетии и Черкессии. Черноморье также было втянуто в военные действия.
Геленджикское укрепление находилось под постоянным прицелом враждебных черкесских винтовок. Особенно активны были черкесы из горного аула Мезыб (ныне село Дивноморское).
Служба у солдат была опасной и трудной, пища — скудной, землянкибараки — примитивными, влажными и холодными. Немалые потери солдаты гарнизона несли от болезней, особенно боялись малярии, которая, не разбираясь в чинах и званиях, могла избрать своей жертвой любого.
Несмотря на трудности, были построены крепость, административные дома, казармы и пороховые погреба. Оценивая этот факт, командующий Черноморской береговой линией Н. М. Раевский отмечал, что генерал Берхман первым «из русских генералов стал твёрдым копытом на восточном берегу Чёрного моря и основал Геленджик».
Под руководством генераллейтенанта А. А. Вельяминова рядом с Геленджиком в середине 30х годов XIX века были обустроены и другие укрепления: Александрийское (Кабардинское), НовоТроицкое (Криница) и Михайловское (АрхипоОсиповка).
По плану русского командования вся система военных укреплений на Черноморском побережье, куда входил и Геленджикский гарнизон, должна была обеспечить введение морской блокады и отрезать горцев от морских торговых связей с внешним миром, лишив их поставок промышленных товаров, продовольствия, вооружения, и принудить к капитуляции.
Немалый вклад в обустройство единой береговой военной линии внёс генерал Н. Н. Раевский. Под его руководством были построены в 1838 году Вельяминовское, Тенгинское, Новороссийское, а в 1839 году — Головинское, Лазаревское и Раевское укрепления.
Раевский вёл борьбу с контрабандой на Чёрном море и англотурецкой агентурой. Он был сторонником более гибкой тактики по отношению к горцам и не разделял официальной политики царизма на Кавказе. Раевский предлагал бесполезное кровопролитие заменить мирными средствами и ратовал за расширение торговых связей с горцами. Взгляды Н. Н. Раевского шли вразрез с официальной доктриной ведения Кавказской войны, и поэтому в 1841 году он был отправлен в отставку.
В 1837 году в Геленджикское укрепление морем из Тамани прибыл двадцатитрёхлетний М. Ю. Лермонтов. Оформив необходимые документы у коменданта, он с оказией отбыл в Ольгинское укрепление. Там он участвовал в походе генерала Вельяминова за реку Кубань, но затем вновь был направлен в Геленджик (приблизительно 19–23 мая). В послужном списке поэта отмечено его участие в перестрелках — 24 мая на реке Догуаб и 25 мая — на реке Пшаде. После этого Лермонтов с частью отряда генерала Вельяминова был откомандирован на строительство Михайловского укрепления. Таким образом, поэт пробыл в Геленджикском районе с 19 мая по 24 сентября.
В общей сложности за время своей южной ссылки Лермонтов проехал по Кавказу почти 15 тысяч верст. Легенды, истории и предания, услышанные поэтом на Кавказе, легли в основу многих его произведений.
В память о пребывании в Геленджике великого русского поэта в 1956 году на набережной был открыт памятник. Ленинградский скульптор Л. М. Торич изобразил стоящего в задумчивости поэта. Место для памятника было выбрано весьма удачно. Он стоит как раз на том месте, где, по воспоминаниям современников, любил бывать опальный поэт.
В августе 1837 года Геленджик посетил император Николай I, но его приём был омрачен на редкость неблагоприятной погодой. Огромной силы северовосточный ветер (нордост), подувший накануне, в день приезда царя усилился ещё больше. Палатку генерала Вельяминова, где для царя был устроен лёгкий завтрак, с трудом удерживали сто казаков. Через несколько дней, поблагодарив гарнизон за службу и наградив наиболее отличившихся, император покинул Геленджик.
Во время Крымской войны на Чёрном море России противостояли Англия, Франция и Турция. Неприятельский флот заблокировал русские корабли. Русское командование в 1854 году, ради спасения гарнизонов и во избежание возможного захвата врагом береговых укреплений, приказало упразднить Черноморскую береговую линию, людей эвакуировать, а укрепления взорвать.
Новая волна русских переселенцев докатилась до Черноморского побережья лишь в 1864 году по завершении Кавказской войны и депортации значительной части непокорных черкесов в Турцию. Освоение побережья носило принудительнодобровольный характер и шло медленно. Прибывшие сюда 630 семей из отставных солдат и матросов, казаков и государственных крестьян, несмотря на немалые льготы, решить задачи обустройства этой территории не могли, а потому правительство пригласило заселять пустующие земли иностранцев. В 1877 году в районе Геленджика появились первые поселения греков и чехов. Греки основали село Прасковеевку, чехи — посёлок Тешебс, а молдаване — Молдавановку.
Жизнь постепенно налаживалась, но Геленджик попрежнему оставался типичной захолустной станицей, жаркой и пыльной, с чахлой растительностью в палисадниках. Только начало строительства в 1891 году шоссе от Новороссийска до Сухума внесло оживление в жизнь этих районов.
В Геленджике появились цементный завод «Солнце», принадлежащий франкорусской компании, лесопильня для производства паркета, магазины, первые акционерные общества, гостиница. Капитализм делал свои первые шаги. Здесь стали обзаводиться участками дворяне, отставные офицеры, интеллигенция, буржуазия. Весьма специфично в начале XX века выглядел социальный состав местного населения: 45—50% геленджичан этого периода составляла интеллигенция — врачи, адвокаты, учителя, инженеры. Село стало приобретать черты дачного местечка, окружённого садами и виноградниками. Для удобства приезжающих на отдых были открыты трактир, кофейни, парикмахерские, у береговой линии появились немногочисленные купальни, заработали рынок и пристань.
В конце XIX века Геленджик становится курортной дачной местностью. Одним из первых организаторов курорта стал врач М. Ф. Сульжинский.